Брянский Свенский Свято-Успенский мужской монастырь по праву считается одним из самых известных духовных и историко-культурных памятников Брянской области. Тому несколько причин. Прежде всего та, что его основал ещё в 1288 году князь Роман Михайлович Брянский, на личности которого следует остановиться подробнее.
Вторая половина Х111 века была, пожалуй, наиболее тяжёлым временем в истории русского народа. За этот период татаро-монголы не менее двадцати пяти раз нападали на русские земли, причём четыре вторжения по своим масштабам не уступали Батыеву нашествию. После захвата и сожжения Чернигова в 1239 году и последовавшего спустя несколько лет убийства в Орде черниговского князя Михаила Всеволодовича его сын Роман оказывается в Брянске. При нём Брянское княжество усиливается. Оно становится преемником чернигово-северских княжеств, имеет влияние на другие территории, в том числе на Киев.
В фундаментальном научном издании - десятитомной «Истории Украинской ССР» - сообщается, что «лишь отдельные великие князья смогли сыграть заметную роль в истории Черниговской земли второй половины XII века. Прежде всего - это Роман Старый, сын Михаила Всеволодовича. Отстаивая Черниговщину от пытавшихся захватить её литовских феодалов, Роман в 1263 году разбил литовское войско за Днепром. В следующем году он вновь нанёс поражение литовским феодалам, «сам же ранен бысть... и показа мужьство своё». В 1275 году Роман Михайлович помогал Льву Даниловичу Галицкому в войне против Литвы. Черниговский (фактически - брянский. - А.Т.) князь, будучи дальновидным политиком, стремился сдерживать натиск литовских князей на Русь, ибо понимал, что усиление Литовского княжества создавало угрозу нового завоевания для южнорусских земель - на этот раз с Запада. Одновременно Роман Михайлович старался сохранить суверенитет Черниговского (фактически - Брянского. - А.Т.) княжества. В 1286 году черниговское (брянское. - А.Т.) войско осуществило успешный поход против угрожавшего Черниговской земле Смоленского княжества «и посад пожже и ко граду (Смоленску. - А.Т.) приступа, и волости и сёла повоева и отъиде восвояси». Роман Михайлович, стремившийся к независимости от Орды, пользовался авторитетом на Руси. Когда в 1275 году ордынцы двинулись на Литву, Роман, вопреки их требованиям, не пошёл вместе с ними. Уклонялся он и от участия в других грабительских экспедициях вражеских войск. Подобная политика князя не могла не вызывать недовольства хана. -На рубеже 80-х - 90-х годов ХIII века Роман умер. Согласно одному источнику, его убил «царь в Орде»».
Вот такая оценка дана Роману Михайловичу в вышеуказанном научном -руде. В нём же отмечается, что «попытки выдающихся политиков (подчеркнуто мною. - А.Т.) типа Романа черниговского (брянского. - А.Т.) и , Даниила Галицкого консолидировать усилия для освобождения от иноземного ига и объединения южнорусских земель не дали результатов». Так что Свенский монастырь был основан одним из самых известных русских князей ,торой половины ХIII века.
При Романе Брянск становится административным, политическим и военным центром крупного княжества, претендующего на роль объединителя русских земель. Брянская крепость того времени располагалась на неприступной Покровской горе.
Но Брянск стал также и значимым духовным центром. Как уже отмечалось, в 288 году князь Роман основывает по близости от города Свенский монастырь. Его сын Олег по соседству с Покровской горой основывает ещё один монастырь - Петропавловский. В первой половине XIV века, вплоть да захвата Брянска литовцами, в нём бывали и, вероятно, проживали определённое время все митрополиты Киевские и всея Руси. В 1300 году киевский митрополит Максим не выдержал притеснений татар в Киеве и уехал во Владимир на Клязьме (Москва тогда ещё не играла заметной роли в русской истории), предварительно посетив Брянск.
В 1310 году встречаем в городе митрополита Петра, в 1340 году - Феогноста. В обоих случаях они упоминаются в связи с очень важными и трагическими событиями: захватом Брянска татарами и убийством брянцами своего князя Глеба. Данное обстоятельство, возможно, указывает на то, что митрополиты могли находиться в Брянске и в другие годы. Просто у летописцев не было серьёзных поводов для сообщения об этом.
Свенский монастырь является не только одним из самых древних, но и наиболее известных и почитаемых среди обителей Брянского края.
В 1288 году по просьбе князя Романа в Брянск из Киево-Печерского монастыря доставляется икона Печерской Божьей Матери. Она остаётся в основанном Романом Свенском монастыре и с тех пор называется иконой Свенской Божьей Матери. Это одна из древнейших русских икон. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее. Икона всегда была очень почитаемой, и, в случае нападения врагов, её спасали в первую очередь. Поэтому не случайно, что Свенская обитель имела ещё и второе, неофициальное, название - дом Пресвятой Богородицы.
Монастырю уделяли внимание русские цари, начиная с Ивана Грозного, при котором здесь были построены две каменные церкви. Икону Свенской Божьей Матери привозили лично к нему в Москву, а затем вернули, украшенную золотом и драгоценными камнями. Борис Годунов пожертвовал обители колокола на 200 и 40 пудов, Михаил Фёдорович Романов - напрестольное Евангелие. Это далеко не все их пожертвования. Примечательно, что свенский игумен был в числе подписавших акт 1613 года об избрании на царство Михаила Романова.
Дары и пожертвования в монастырь передавались и членами известных княжеских фамилий: Трубецкими, Воротынскими, Мстиславскими, Шуйскими, Масальскими, Серебряными, Засекиными и другими. Так, в 1565 году И.Ф. Мстиславский пожертвовал двое уникальных железных ворот, а 1601 году Д.И. Годунов - выносной серебряный подсвечник, в 1636 году И.И. Шуйский - водосвятную серебряную чашу и тд.
Не отставали от князей и местные помещики, представители старинных дворянских родов: Похвисневы, Небольсины, Алымовы, Безобразовы, Бахтины, Стрешиевы, Плещеевы, Тютчевы и другие. Некоторые из них были похоронены в обители. При этом нередко их родственники, как отмечает автор труда по истории Свенского монастыря архимандрит Иерофей, жертвовали также и боевых коней, оружие и доспехи: панцири, шлемы, сабли, копья, самопалы и др. Всё это стоило больших денег.
Можно отметить, что среди нашедших в монастыре свой вечный покой были коломенский епископ Иосиф (умер в 1561 году), трое князей Мещерских (погребены в 1658 и 1696 годах).
В 1681 году Свенская обитель в соответствии с царским указом была приписана к самому древнему и известному монастырю на Руси Киево-Печерской Лавре. Такое положение сохранялось до 1786 года и, как считает архимандрит Иерофей, способствовало дальнейшему росту известности и благосостояния брянского дома Пресвятой Богородицы. Архимандриты Киево-Печерской Лавры выполняли содержащееся в вышеназванном указе пожелание царя Фёдора Алексеевича: «Новопечерский (Свенский. - А.Т.) монастырь всегда имети во всяком украшении и лепоте и славе, как был и до сего времени. Был построен величественный Успенский собор, в 1744 году в монастырских вотчинах насчитывалось 37 селений и 16 тысяч крепостных крестьян. Известности и богатству обители способствовала Свенская ярмарка, проводившаяся под её стенами начиная с 20-х годов XVII века. По своим оборотам и значимости она уступала только ярмарке, устраиваемой в Нижнем Новгороде у Макарьевского монастыря. Поэтому в царском указе 1681 года Лавре предписывалось, чтобы «впредь торговый славный съезд прибавлялся, а не умалялся».
Как сообщал архимандрит Иерофей, «обитель имеет много вещей серебряных значительной ценности и весьма интересных по своему отличительному достоинству». Некоторые изделия были очень старыми. Имелись и сделанные из золота. В 1699 году стольник С А. Огибалов пожертвовал серебряный напрестольный крест высотой около полутора метров и весом 75 кг. Согласно акту 1922 года при изъятии иконы Свенской Божьей Матери было учтено 2148 драгоценных камней. В соответствии с актом 1924 года в Москву было отправлено: «серебра - 18 пудов, камней -91 изумруд, 179 винусов, три топаза, 15 аметистов, 31 гранат, два дуплета, две бирюзы, алмазов - 13, бриллиантов - 448. Всего - 809.
Очевидно, что Свенский монастырь представляет значительный интерес для исторической науки. Между тем сохранилась крайне мало письменных источников, проливающих свет на древнейший период его истории, то есть начиная с 1288 года и до середины XIV века, когда прекратило своё существование Брянское княжество, и с этого времени до 1500 года (период вхождения брянских земель в состав Великого княжества Литовского). Археологические раскопки на территории монастыря И возле него также не проводились. Поэтому многие тайны и загадки обители до сих пор ждут своих исследователей. Их раскрытие значительно обогатило 6ы наш уровень знаний о средневековой истории Брянщины.
Так, в прошлом году охранник монастыря Евгений Николаев на глубине около двух метров обнаружил достаточно хорошо сохранившуюся плиту из белого камня с рельефным изображением всадника с мечом - гербом Великого княжества Литовского.
В «Хронике Литовской и Жмойтской» сообщается: «Той Наримонт (великий литовский князь. - А.Т.) имел герб маковый: в гербе муж збройный (в доспехах. - А.Т.), на коню бегом, в полю червовом, меч голый, яко кого гонячи держал над головою, и есть оттоле названный «погоня»». Именно этот всадник и стал гербом Великого княжества Литовского на долгие времена. В брянском областном краеведческом музее сообщили, что эта плита является либо надгробной, либо настенной (то есть вмурованной в стену храма). Она не обязательно должна датироваться периодом вхождения брянского края в состав Великого княжества Литовского (1356 - 1500 ГОДЫ), а может быть, и более поздней. Но значение её, в любом случае, очень велико.
Вероятно, она посвящена кому-то из Гедеминовичей - потомков Великого литовского князя Гедемина. К ним, в частности, относятся князья Трубецкие. Подобных изображений всадника с мечом, насколько мне известно, на территории Брянской области не находили. Во всяком случае, они отсутствуют в фамильной усыпальнице князей Трубецких в подземелье Троицкого собора в Трубчевске. А ведь находящиеся там надгробия достаточно древние и датируются XVI - XVII веками. Очень бы хотелось, чтобы плиту со всадником сохранили. Для этого её надо перенести в помещение либо, хотя бы, устроить над ней навес. С этим согласен наместник монастыря игумен отец Алексей. А сколько подобных находок ещё можно сделать здесь?! Архимандрит Иерофей в конце ХIХ века сообщал: «В самом низу колокольни (не сохранилась. - А.Т.) свалены в беспорядке старинные, трогательные и художественные, надмогильные памятники. Внизу, в наружные стены, вделана каменная плита с забелённой затёршейся надписью под изображением горящего сердца и ветвей. Ещё одна из загадок обители связана с определением места, где она первоначально находилась. В середине прошлого века известный брянский археолог Фёдор Михайлович Заверняев считал, что монастырь возник на горе, у подножия которой бьёт святой источник. В древности здесь была крепость. Гора очень хорошо защищена естественными препятствиями: с двух сторон - глубокими и широкими оврагами, с третьей -Десной. И только с четвертой - напольной - стороны потребовалось вырыть ров и из вынутой земли насыпать вал.
Эти укрепления не сохранились. Сейчас здесь находится местное кладбище, среди могил которого встречаются фрагменты средневековой керамики.
На дореволюционной фотографии, сделанной с противоположного берега Десны, отчетливо просматривается, что гора в то время была значительно выше и шире и, вместе с валом (он очень хорошо виден), даже возвышалась над стенами монастыря. Это была та самая крепость, под прикрытием которой и возник Свенский монастырь. Когда же на городище устроили кладбище, то ров был засыпан, вал срыт, а сама гора расползлась во все стороны. К сожалению, этот ценнейший исторический памятник был полностью утрачен для науки.
Можно также отметить, что это единственный участок в восьмисотметровой каменной ограде монастыря, где она проходит не по материковой, непотревоженной, земле, а возле засыпанного рва. Поэтому она здесь сползает и укреплена мощными контрфорсами.
В связи с определением места, где первоначально находился монастырь, очевидный интерес вызывает ещё одно обстоятельство. Согласно преданию, обитель была основана князем Романом там, где в ветвях дуба нашлась икона Печерской Божьей Матери. В память о6 этом событии здесь установили каменный столб с изображением иконы (кстати, он также может, как и плита со всадникам, лежать где-то в земле монастыря). В 1854 году на месте столба была воздвигнута чугунная часовня. Её обязательно посещали во время проведения крестных ходов.
Сначала шествие устраивалось возле собора, а затем, по словам архимандрита Иерофея, направлялись «к месту явления чудотворной иконы Божьей Матери в часовню». До нашего времени она не сохранилась. Установление её местонахождения также помогло бы ответить на вопрос о том, где возник монастырь.
Ещё одна тайна дома Пречистой богородицы - это легенда о подземных ходах. Архимандрит Иерофей сообщает, что возле монастыря под землёй были сооружены четыре большие кирпичные галереи, соединённые между собой и имеющие выходы наружу. Они, вероятно, относятся к ХIХ веку и предназначались для хранения товаров. припасов и производимой в монастырских вотчинах продукции. Где они располагались - неизвестно. Но были и другие подземные сооружения. Так, тот же Иерофей упоминает о древнем подземелье возле Преображенской церкви и подземном ходе под «домиком Петра Первого» Так что разгадка подземных. ходов обители ещё впереди. Непередаваемая особенность Свенского монастыря заключается также в его неразрывной связи с природой. С холма, на котором он расположен, открывается потрясающий по красоте вид на левобережье Десны, уходящее за горизонт зелёное и безграничное море брянских лесов. Ну и, конечно, на уникальный изгиб Десны, обрамляющей Андреевский луг Название интересное, но его происхождение неясно. Оно встречается ещё в 1830 году, когда роща с лугом, называемые Андреевкою, были отмежёваны обители. В туманную и облачную погоду стены и храмы кажутся как бы висящими в небе. Это объясняется тем, что они расположены на высоком холме, вдающемся в пойму Десны. Поэтому не случайно епископ Орловский и Севский Гавриил, говоря о соборной церкви, отмечал, что «стоя на пространном возвышенном месте, она издали, кажется, почти скрывается в синеве небес. Правы были авторы книги «По следам святых обителей» С.П. Казимова и Е.М. 3убова, назвавшие Свенский монастырь «сплавом сказочности и действительности».
Так что Свенская обитель хранит немало тайн, которые вдумчивым исследователям ещё предстоит раскрыть.. Прежде всего это относится к древнейшим периодам её истории - времени вхождения в Брянское княжество и Великое княжество Литовское. Основанная князем Романом Михайловичем, расположенная недалеко от столицы брянского княжества - крепости на Покровской горе, она наверняка была свидетелем многих важных исторических событий.
Как неоднократно отмечалось в местной исторической литературе, Свенский монастырь являлся опорным пунктом на ближайших подступах к Брянску с запада, со стороны литовцев. натиск которых на русские княжества. до крайности ослабленные в результате татаро-монгольского нашествия ь; последовавшего затем ига, резко усилился во второй половине Х111 века. Такую же роль, вероятно, играла и находившаяся поблизости крупная крепость, остатки которой сохранились возле д. Антоновка.
Предстоит много работать по изучению истории этого выдающегося памятника истории и культуры. Здесь. уместно сослаться на архимандрита. Иерофея: «Закончив краткое описание Свенского монастыря, я должен отметить, что он впереди ещё ждёт не только своих ценителей, но и больших серьёзный исследований. Такой поистине интереснейший и живописный уголок родной стороны было бы обидно обойти вниманием».
Александр ТИМКО, краевед
Специально для Отеля "Десна"
Просмотров материала 4835
|